Рождение ребенка - обычаи и традиции

06.01.2015

Иран. Одна из наиболее самобытных и самых интересных в плане традиций и обычаев страна, Иран, исповедует зороастризм — традиционную религию персов. Многие европейцы даже не слышали об этой религии, что и неудивительно: в мире насчитывается не более 130 тысяч его последователей.

Основной постулат зороастризма — поддержание «идеального» состояния организма, при котором всякая болезнь и даже недомогание рассматриваются как осквернение души и тела. С точки зрения поборников этой религии любой недуг ниспослан нечистью, тёмными силами, поэтому следует бороться не с болезнями, а обходить стороной самого больного. Из этих же соображений зороастрийцы предпочитали видеть заболевшего мёртвым, нежели созерцать его немощность.

В полной мере это относилось к женщине: во время менструаций, беременности, родов и болезней она считалась нечистой, осквернённой, поэтому ещё несколько десятилетий назад отношение к ней отличалось суровостью и даже жестокостью. Впрочем, по мнению некоторых исследователей зороастризма, оно закаляло волю и приобщало к вере представительниц слабого пола.

Лишь в последние дни перед родами женщине дозволялось некоторое послабление. В доме непрерывно горел огонь, а всё семейство его поддерживало. Считалось, что в новорожденного обязательно должен вселиться дьявол, и лишь очистительная сила пламени способна разрушить его колдовские чары.

Но вот роды свершились, и теперь уж «осквернённая» женщина должна очищаться. Обряд длился 40 дней и был весьма мучителен как для матери, так и для младенца. Ей не дозволялось подходить к священному огню, пить чистую воду, выходить на воздух. Даже в холод она вынуждена была спать на полу или на каменной лавке. Понятно, что это часто приводило к болезням и смертям. Молодую маму одевали в самые плохие одежды, а есть подавали в отдельной посуде, чтобы другие не могли заразиться «нечистотой». Ребёнка приносили кормить и тут же забирали, то есть сводили общение матери с младенцем к минимуму.

В отдалённых от центра страны селениях ещё сохранились отголоски зороастрийский догматов, но в крупных городах женщины ведут активный образ жизни, учатся, работают. Главенствующую роль мужчин никто не отменял, а совсем недавно им разрешено даже присутствовать при родах.

Япония. В Стране восходящего солнца, как и во многих других культурах, с рождением ребёнка связано много ритуалов и обычаев. Раньше японцы, как и, например, зороастрийцы, считали процесс деторождения нечистым, очевидно, из-за его связи с кровью. После родов женщина должна была находиться в отдельной хижине и готовить себе пищу на отдельном огне, чтобы не подвергать осквернению остальное семейство. Сейчас времена изменились, но отдельные элементы древних верований сохранились даже в крупных населённых пунктах.

О том, что пара ждёт прибавления, сразу же узнавали все — и не только родные, но и соседи, коллеги, знакомые. Поздравительные открытки, подарки, приветственные возгласы — всё это как из рога изобилия сыпалось на будущих родителей.

К детям японцы относятся как к дару Божьему, хотя это удовольствие довольно дорогое. Сейчас в этой стране среднестатистическая семья имеет 2-3 ребёнка, а раньше их было не менее 4-5. С самого рождения чадо обласкано и не встречает отказа ни в чём: ведь большинство детей — желанные. Особенно приветствуется рождение мальчика: мужчина считается неполноценным и несостоявшимся, если у него нет сына, тем более, рождение наследника и возможность передать дело тесно взаимосвязаны.

А что женщины? Не имеющие детей обладают низким социальным статусом, поскольку их основная роль даже в современной Японии — рождение и воспитание потомства.

Согласно верованиям страны, в новорожденного вселяется дух божества Ками, и спустя месяц после рождения родители несут младенца в храм, призывая Ками охранять и защищать его. Более того, он становится как бы ребёнком самого божества. По символическому значению этот ритуал можно приравнять к христианскому крещению.

В больших городах роды проходят в специализированных больницах, но и здесь соблюдаются некоторые традиции. Например, родителям новорожденного отдают пуповину, красиво упакованную в ящичек, смазанный камфарой. Это «связующее звено» с матерью хранилось на протяжении долгого времени и использовалось для лечения болезней. Хоронят же пуповину или вместе с матерью, или с тем, кому она принадлежала.

Выбор имени и наречение состоятся на седьмой день после рождения. Имена давались не обезличенные, а, так сказать, со смыслом — недаром каждый житель страны знает, почему его нарекли именно так, а не иначе. Имя пишут иероглифами на листках бумаги, а затем оборачивают их в белую и красную рисовые лепёшки и раздают родственникам, соседям и знакомым.

Строгих канонов в наречении законодательство страны не предусматривает, исключаются разве что иероглифы, обозначающие совсем уж неприятные вещи — могила, труп, уродство и т.д.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»