АЛЬГАМБРА

04.11.2016

Романтичный восточный народ облек Испанию поэзией и красотой, которые все еще неразлучны с ней, несмотря на все превратности ее судеб. Страна была опустошена и разграблена, но многие из драгоценностей, которыми мавры, как их обыкновенно называют, наделили ее во время своего пребывания в стране апельсиновых и оливковых деревьев, еще сверкают в ее короне, и по блеску и пышности не одна из этих драгоценностей не может сравниться с Альгамброй. Это последнее и высшее выражение дивного художественного течения, которое, зародившись в белой палатке на берегу прудка в зеленом оазисе, распространилось в Египте, Сицилии и Марокко и в конце концов проявилось во всем своем блеске и великолепии в Андалусии. Сарацинское искусство не создало более совершенного и сложного художественного произведения, украшенного более богатой фантазией, чем пустынные залы, сияющие волшебной красотой и нежными цветами на склоне горы напротив Гранады, города, утраченного маврами.

Внешность Альгамбры не гармонирует с ее внутренностью; здания слишком тяжелы и имеют мрачный, непривлекательный вид. Но внутри получается совершенно другое впечатление; необычайная воздушность очертаний сочетается с мириадами цветов, среди которых преобладают красные и синие на чистейшем белом фоне. Волшебные пилястры и колонны, увенчанные легкими арками, нежными, точно кружево, как будто поднимают стены, вместо того чтобы поддерживать их, а между ними открываются запутанные перспективы пустынных зал и дворов, разукрашенных один лучше другого. На вершине своей славы, перед самым падением Гранады в 1492 году, это была, должно быть, великолепная вилла, немногие остатки которой, самые прекрасные в своем роде, составляют только десятую долю пышных покоев, помещавшихся в стенах Красного замка, когда последний король Гранады, «неспособный защищать, подобно мужу, то, что он оплакивал, как женщина», был вынужден переправиться в Африку. В те времена окруженные брызгами водометы сверкали на солнце, перемешиваясь с пальмами и апельсиновыми деревьями, насаженными во дворах, которые с своими хрупкими колоннадами и разнообразными оттенками походили на гирлянду из редких цветов; между тем как в углублениях под аркадами на роскошных восточных коврах лежали сарацины в белых одеждах, прихлебывая прохладительные напитки, а в гареме в чудесном алькове сидела любимая султанша, смотря сквозь рощу апельсиновых деревьев на плодородные поля. Теперь большинство фонтанов безмолвствуют, и яркие краски потускнели. В покоях слышатся шумные шаги вместо легкого постукивания прежних сандалий. Но даже теперь эти залы прекрасны, несравненны.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»