СОБОР СВ. ПЕТРА В РИМЕ

12.09.2016

Главным зданием, бросающимся в глаза на площади Св. Петра, является, конечно, самый собор Св. Петра, который был бы прекраснейшим сооружением в своем роде, если бы его оставили таким, каким он был начертан в проекте, без отвратительного и неподходящего верхнего этажа над портиком. В настоящем же виде купол его наполовину закрыт этим этажом, и красоты портика не заметно. Предпоследнее окно верхнего этажа выходит из Леонинской капеллы, где совершается канонизация. Из этого окна папа имел обыкновение обращаться со словом к народу при своем избрании. Задний фасад собора Св. Петра имеет красивый и величественный вид. Он дает понятие о том, на что была похожа внешность грандиозных терм императоров — Каракаллы или Диоклетиана, в подражание которым был составлен проект собора. Тем не менее нельзя простить папам их решимости сломать древний собор Св. Петра, чтобы освободить место для него. Оставшись на своем месте, древний собор Св. Петра мог бы соперничать с собором Св. Марка; он сплошь покрыт редкостной мозаикой и отличался такой святостью, какой нынешний собор Св. Петра никогда не может обладать. Он был почти колыбелью христианства; в нем были погребены около сотни пап. Бесчисленные короли и императоры совершали в его стенах исторические шаги; он был святилищем нераздельного христианства, между тем как нынешний храм был сооружен в ту пору, когда половина Запада отпала от Римской церкви.

Вид, открывающийся из купола собора Св. Петра, подчеркивает всю красоту колоннад, которыми Бернини окружил площадь и которые служат великолепным дополнением обширной панорамы. В центре площади возвышается обелиск, перенесение которого на его настоящее место дало Бор-дигере право доставить пальмовые ветви в Вербное воскресенье. Веревки, с помощью которых его ставили, так натянулись, что готовы были лопнуть, когда один матрос Бордигеры, вопреки повелению папы казнить всякого, кто заговорит в критический момент, посоветовал рабочим облить веревки водой. Справа и слева расположены знаменитые фонтаны. На заднем плане бросается в глаза замок Св. Ангела, выделяющийся темным рельефом на белой громаде судебных зданий и моста, перекинутого через Тибр. Это одно из самых знаменитых зданий древнего Рима. Будучи построен в качестве гробницы Адриана, он служил некогда местом погребения знаменитого философа Марка Аврелия, чьи «Мысли» можно найти в каждой библиотеке. Замок представляет собой огромное круглое белое каменное здание, окруженное и увенчанное средневековыми укреплениями и снабженное подъемной машиной уже во времена Льва X. В него заключали всевозможных лиц, от Беатриче Ченчи (которая была казнена напротив замка) до Бенвенуто Челлини и астролога Калиостро, а порочный Александр VI нашел себе в этом укрепленном здании удобное убежище. Ради выставки 1911 года оно было освобождено от всех излишних пристроек, а неподалеку от него построили храм для конференций. В нем находятся прелестнейшие в Риме фрески, исполненные учениками Рафаэля. Бронзовый ангел, возвышающийся на вершине здания, поставлен в память появления ангела, спустившегося с небес, по ходатайству папы Григория Великого, чтобы прекратить моровую язву, опустошавшую тогда город.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»