Израиль. Уберечь мать и ребёнка от злых духов

02.03.2017

Ответы на вопросы: что, где и когда принимать в пищу, как создавать семью, рожать детей, проводить похороны — всё это благочестивый еврей находит в Торе, а также в Талмуде. Считается, что основу Талмуда (устной Торы) составляют некие устные наставления, полученные Моисеем от Бога в то время, когда тот взошел на гору Синай, чтобы заключить с Богом Завет.

Так что известно, что именно регламентирует жизнь иудеев. В Библии никаких обрядов и ритуалов в связи с рождением детей не прописано, зато мы их найдем в Талмуде.

Среди еврейского народа ходило поверье, что женщину во время беременности постоянно окружают злые духи, которые хотят ей навредить. Чтобы оберечь беременную от нечистых сил, проводили различные обряды. Например, в доме вывешивали талисманы со словами из Торы. В некоторых еврейских общинах проводили хадаш — в преддверии родов в дом роженицы приходили девушки и пели песни, желая счастливой жизни новорожденному. В других общинах очерчивали мелом либо углем круги на стенах того помещения, где будут проводиться роды и проводили хадаш, но вместо девушек приходили мальчики и читали псалмы. Иногда гости могли остаться, так как, согласно Талмуду, беременную всегда должны окружать три человека, чтобы оберегать ее от злых чар.

В священной Торе говорится, что сами роды — наказание женщине за грехи человечества. Символично, что впоследствии данное изречение получило логическое продолжение: если роды были мучительными — это наказание женщине за непослушание, и наоборот, если проходили легко — то была награда за правоверность.

Жители Израиля полагали, что облегчению родов способствуют открытые элементы одежды роженицы и предметы интерьера помещения. Поэтому на женском одеянии расстегивали пуговицы, снимали пояса, расплетали волосы, в комнате оставляли открытыми все окна и двери, а зеркала, наоборот, закрывали, думая, что в нём скрывается облик сатаны. Считалось, что рождение девочки женщиной переносится тяжелее, нежели рождение мальчика. Если роды проходили трудно, то в руку роженице давали ключ от синагоги, а рядом клали ленты, опоясывающие Тору.

Священный день для каждого иудея — суббота — шаббат, когда запрещается всякая работа, но ради рождения детей законом допускается нарушать традицию. Однако если все же ребенок рождался в шаббат, послед, который принято сразу же предавать земле как символ того, что со временем человек тоже будет предан земле, в этот день не хоронили. Его сохраняли кто где мог: в оливковом масле, вате, шерстяных лоскутах до следующего дня.

По еврейскому вероучению, во время родов женщина как бы ненадолго умирает. После же родов она возрождается, но еще в течение определенного времени находится в промежуточном состоянии. Некоторые раввины полагают, что данный период длится три дня, другие — семь дней, третьи — тридцать дней, что соответствует дням поминовения усопшего.

Согласно библейскому писанию, женщина после рождения малыша еще некоторое время остается нечистой. Когда рождается мальчик, она нечиста неделю и потом в течение 33 дней происходит очищение, а если рождается девочка, сроки увеличиваются в два раза. Так, мать считается нечистой 14 дней, а очищается уже 66 дней. Данное поверье объясняется следующим: Бог в один день сотворил мужчину и женщину, но Адаму довелось войти в райский сад через неделю после рождения, а Еве — только через две.

Если у женщины рождается мальчик, самым тяжелым периодом для них считается время от рождения до обрезания крайней плоти (брит мила). Данный обряд как раз символизирует священный союз Бога и народа Израиля. Брит мила совершается на восьмой по счету день жизни малыша, как правило, в синагоге после утренней молитвы. Его проводит специально обученный моэль (мохел). В нынешнее время допускается тот факт, что обрезание может делать хирург в больнице в присутствии раввина. День, когда совершается брит мила, является праздником для всей семьи и родственников. После этого новорожденный мальчик по праву может считаться иудеем.

В современной жизни обряды евреев приобретают не столько религиозный, сколько национальный характер. Еврейские общины разбросаны по всему земному шару, и единственным способом объединения этой расы являются чтимые веками традиции.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»