КЕЛЬНСКИЙ СОБОР

28.02.2017

Кельн и Мюнхен, будучи католическими городами, испокон веку являлись средоточием немецкого искусства. Кельн может похвастаться самым замечательным готическим собором в Германии. Будучи построен по первоначальным проектам, составленным архитектором в тринадцатом столетии, здание, за исключением нескольких капелл, хоров и части среднего корабля, было закончено в девятнадцатом столетии.

Здание отличается значительной величиной и высотой, окружено множеством воздушных подпорок, башенок, шпицев и богато изукрашено карнизами и резным орнаментом в виде листьев. Западный фасад является точным воспроизведением первоначального проекта и представляет ранний готический стиль в его наилучшем виде.

То же самое можно сказать о башнях; та, что возвышается над окном, имеет триста пятьдесят семь футов высоты, а западная башня пятьсот пятнадцать футов. Они имеют квадратное основание и второй восьмиугольный корпус, увенчанный стройным шпилем. Соборный колокол, один из самых больших в Германии, отлит из металла пушек, захваченных у французов в 1874 году.

Внутренность собора поражает величественностью и торжественностью, как подобает духу готической архитектуры. По бокам среднего корабля расположено по два придела, а по бокам трансепта по одному; первый имеет пятьсот семнадцать футов длины, а последний двести восемьдесят два фута. Хоры являются почти точным подражанием хорам Амьенского собора, но, благодаря совершенству некоторых мелких деталей и соразмерности целого, знатоки склонны их предпочесть знаменитому французскому шедевру.

Но чем Кельнский собор может по праву гордиться, так это своими цветными оконными стеклами, и если воспоминание о других подробностях со временем побледнеет, то прелестные мягкие цвета оконных стекол, не оцененных, потому что в своем роде единственные, будут ярко сиять перед взором. Мы можем забыть капеллу Трех мудрецов с костями сомнительного происхождения, даже древний план собора, начертанного старинным архитектором, и картину, украшающую купол, написанную Стеффеном (Лехнером) в темных тонах и вызывавшую восторженные похвалы Дюрера, но не можем забыть пяти цветных окон, помещающихся на хорах и относящихся к началу шестнадцатого столетия, и окон над галереей, идущей вокруг хоров, которые еще древнее и еще прозрачнее, подобно вину, выдержанному в течение многих лет в каком-нибудь темном погребе.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»