ПИК АДАМА НА ОСТРОВЕ ШРИ-ЛАНКА

08.12.2016

Подобно мосту Адама — перешейку, связывавшему когда-то Индию с островом, разрушенному, как говорят, в конце пятнадцатого века и служившему, по словам магометан, дорогой, которой Адам ушел из рая, а по словам индусов, путем, которым Рама вторгся на остров в поисках своей похищенной жены — пик Адама фигурирует в сказаниях у последователей различных религий. Тот факт, что на самой вершине горы существует впадина, слегка напоминающая след ноги, подал мысль первым христианам и магометанам, посетившим ее, что след этот оставлен Адамом. Между тем как, по утверждениям буддистов, след этот оставлен Буддой, по словам индусов — Шивой, а по словам позднейших христиан — св. Фомой, апостолом Индии. Когда пик сделался впервые местом поклонения для пилигримов — неизвестно. Жрецы водворились на вершине горы, по-видимому, задолго до того времени, как существование их было отмечено в истории. Над священным местом стоит небольшая открытая пагода в виде сарая, а у самой подошвы горы находится крошечный монастырь-лачужка, где ютится несколько буддийских монахов; он окружен стеной, предохраняющей от падения с отвесных склонов пика. Каждый год в мае сюда стекаются тысячи пилигримов и, располагаясь на ночь по откосам, днем молятся и приносят жертвы в пагоде.

Сказание об открытии Срипады, или священного следа ноги, повествует, что некий царь Валагамбаху, будучи на охоте около 90 года до P. X., гнался за чудесным оленем, который привел его к горе, и вскарабкался на самую вершину пика. Здесь он вдруг исчез, так как это был не олень, а дух, посланный затем, чтобы привести царя к Срипаде.

Хитрые люди выдумали, будто впадина похожа на след ноги; на самом же деле это не что иное, как естественное углубление почвы продолговатой формы, около пяти футов длины и от одного до двух футов глубины, в котором набожные посетители видят то, что ожидали увидеть, отправляясь на поклонение святому месту. Подобные же следы встречаются в Сиаме, на Малайских островах, в Тибете и в Гуанчжоу (Кантоне), где также считаются священными.

При посещении пика Адама можно наблюдать чрезвычайно любопытное явление, которое человек не властен изменять или улучшать, именно тень горы. «Тень пика,— говорит один из путешественников,— которую он отбрасывает на туманы при восходе солнца, представляет собой очень заметное и часто наблюдаемое явление. Она состоит из тени и полутени в форме конуса; теневой конус очень темный и заостренный— острее даже самого пика. Глядя на нее, я был изумлен, до того отдаленной казалась эта призрачная гора, возвышавшаяся среди дальних скал. По мере того как всходило солнце, она становилась все ниже и исчезала из виду».

Тень пика Адама сравнивали с привидением, появляющимся на горе Брокене, и с «сиянием Будды», наблюдаемым на горе Оми, однако с виду она не так таинственна, как упомянутые явления, хотя, подобно им, появляется, благодаря совместному действию солнечных лучей и утреннего тумана.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»