Синкретические религии в Тропической Африке

18.11.2016

Религия африканских народов сегодня характеризуется одной особенностью, которая затрагивает буквально все слои общества, — налицо синкретизм религий. Это слияние чужих, навязанных религий с местными традиционными культами.

Если говорить о западном христианстве, то надо отметить, что сложность догматов и постулатов этой мировой религии была слишком сложна для понимания африканцев, которые, в сущности, далеки от восприятия некоторых реальных европейских понятий. Поэтому народ, пытаясь осознать основные принципы христианства, переводил их на понятный язык. Это привело к появлению христиано-африканских церквей, которых было множество и которые существуют и сейчас. В XVIII веке в Конго возникло антонианство — секта, принимавшая христианскую догматику, веру в мессию, использовавшая местные культы. Эти же черты были свойственны и другим сектам.

Каждое такое объединение состояло только из африканцев, причем из людей одного племени или народа. Они опирались на мифологию, созданную на основе библейских источников, но интерпретированную местными особенностями.

Поэтому при соблюдении религиозных ритуалов наблюдается сочетание элементов христианства с местными религиями, хотя следует сказать, что черты традиционной религии представлены полнее.

Среди таких течений наиболее известными были кимбангизм, матсванизм, мпандизм (движение хаки), «Херувимы и серафимы». До некоторой степени их деятельность была положительной: они, как правило, возникали в результате протеста народных масс против колониализма, расовой дискриминации и рассматривались как один из способов отстаивания национальной самостоятельности.

Ислам в Африке тоже не вытеснил традиционные культы. В чистом виде он почти не существует. Почитание Аллаха и Мухаммеда не мешает поклонению местным духам и божествам; некоторые из них даже органично трансформировались в святых от ислама и носят мусульманские имена. Обрезание остается обязательным и проводится в возрасте от 8 до 27 лет.

Не приняли африканцы мусульманского отношения к женщине. Отчасти это связано с тем, что по традиции именования многие правители и простые мусульмане имеют частью своего имени имя матери. Мусульманки Африки не знают, что такое паранджа, им не свойственно затворничество, они участвуют в жизни своего общества наравне с мужчинами. Достаточно сказать, что некоторые из них становились на многие годы правителями стран. Женщины в Африке пользуются экономической и социальной самостоятельностью, они владеют собственным имуществом, на которое муж не имеет никаких прав.

Слияние ислама с африканскими традиционными культами получило название «черный ислам».

В Тропической Африке повсеместно распространено двоеверие. Особенности Африки как континента, народы которого долгое время находились под колониальным игом, способствовали тому, что многие люди четко разделили свою жизнь на две сферы: социальную и личную.

Социальная жизнь предписывала принятие религии, насаждаемой сверху, поэтому, чтобы получить образование или продвижение по службе, необходимо было следовать формальной вере (христианству, исламу). А в кругу своей общины, своих близких можно было оставаться верным религии предков.

Двоеверие, наряду с синкретизмом, является еще одной характерной особенностью Африканского континента.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»