Тропическая Африка. Выбор имени

06.10.2014

У бушменов, не тративших много времени на совершение различных обрядов, дети получали имена быстрее, чем их сверстники у других народов. Мальчик наследовал любое имя по линии отца, девочка — по линии матери. Иногда имена давали в связи с каким-нибудь событием, свершившимся в день рождения. Мальчика могли назвать Пылающим Огнем (степной пожар), девочку — Маленькой Саранчой (нашествие саранчи).

У амхара невестке, вошедшей в новую семью, свекровь давала новое имя. Причем члены семьи мужа называли ее новым именем, а кровные родственники — прежним.

У батеке и балунда существовали строго определенные имена для близнецов и детей, родившихся после близнецов.

Одной из главных этнографических особенностей Тропической Африки является сосуществование христианских, мусульманских и традиционных имен. Распространение по территории континента ислама и христианства, а также проведение ритуалов, свойственных этим религиям, не отменяло традиционного обряда наречения именем, а сопутствовало ему, что привело к развитию двухименности у народов Африки. Эта особенность возникла в XV веке и существует до настоящего времени.

Если раньше двойное имя было характерно для представителей власти и знати, которые в официальных документах и переписке использовали христианское или мусульманское имя, а во всех других случаях — традиционное, то в наше время этот процесс захватывает все более широкие массы населения. Так, крещение и наречение христианским именем стало обязательным для всех, и в первую очередь для молодого поколения.

Интересно, что европейцы воспринимают подобные имена как имя и фамилию, то есть христианское или мусульманское имя рассматривается в качестве личного имени, а традиционное — фамилии. Но на самом деле это не так: традиционное имя не является наследственным. Мусульманские имена, как правило, трехчленны: личное имя, прозвище и родовое имя. Они характерны для народов Западной и Восточной Африки.

В современной Африке система наречения именем претерпела некоторые изменения. Если раньше у каждой этнографической группы имелся определенный ограниченный набор имен, связанный с духами и предками, то теперь список значительно расширился в связи с возникновением контактов с представителями других народов, перемещениями, смешанными браками, употреблением иной лексики. Сейчас в качестве имени или его составной части могут использоваться названия народности (Фула, Монго), титулы и звания (Шейх — мусульманский род, Мфуму — господин). Прозвища обладают юридической силой имени. Теперь наречение именем перестало быть ритуальным актом, который отмечал определенный период социальной жизни человека, и оно потеряло свое сакральное значение.

Тем не менее все имена являются значимыми. Они и сейчас выражают значение предметов, понятий, животных (Нзимба — лев), определенных словосочетаний (Аквакате — человек, который не падает), престижа.

Продолжается процесс появления фамилий. Ею может стать родовое, клановое имя (Канта, Туре, Кейта). В Гвинее, например, каждый человек должен иметь фамилию. При наличии двойного имени традиционное превращается в фамилию, что закрепляется письменно (Патрис Лумумба — П. Лумумба, Виктор Ученду — В. Ученду). Иногда детям дают имя отца, что тоже способствует появлению фамилий.

Наряду с этим, у некоторых народов, например в Заире, напротив, наблюдается возвращение к традиционному имянаречению. Имя может быть одночленным и многочленным. В последнем случае все остальные имена, кроме первого, пишутся через дефис или сокращаются.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»